April 24, 2025
Происхождение йоги: от Вед до Шивы

Слово “йога” происходит от санскритского корня yuj, означающего “связывать”, “соединять” или “упряжь”. Впервые термин “йога” упоминается в Ригведе, древнейшем из Вед, датируемом около 1500 г. до н.э. В этом контексте йога обозначает акт соединения или объединения, особенно в духовном смысле Wikipedia.​

Согласно легенде, Шива считается первым йогином (Адийоги), который достиг просветления на горе Кайлаш. Он передал свои знания семи мудрецам (Сапта Риши), которые затем распространили йогу по всему миру .​YouAligned™+1Google Arts & Culture+1


Йога в Упанишадах и классический период

В Упанишадах, философских текстах, составляющих часть Вед, йога описывается как метод внутреннего самопознания и освобождения. В Катха Упанишаде йога определяется как “удержание чувств и ума”, что ведёт к высшему состоянию сознания .​Wikipedia

Около II века до н.э. мудрец Патанджали систематизировал практику йоги в своём труде Йога-сутры, где изложил восьмиступенчатый путь (Аштанга-йога), включающий этические нормы, дисциплину, позы (асаны), дыхательные упражнения (пранаяму) и медитацию.​Wikipedia


Распространение йоги за пределами Индии

В начале XX века йога начала распространяться за пределы Индии. Одним из первых, кто популяризировал йогу на Западе, был Пьер Бернар, известный как “Всемогущий Ом”. Он привлёк внимание общественности к йоге своими публичными демонстрациями и эксклюзивными занятиями .​The New Yorker

Позже, в 1960-х годах, Б.К.С. Айенгар сыграл ключевую роль в глобализации йоги. Его книга “Свет на йогу” и акцент на физические аспекты практики сделали йогу доступной для широкой аудитории, независимо от их религиозных убеждений .​Time


Йога сегодня: возвращение к истокам

Сегодня йога практикуется по всему миру, часто с акцентом на физическую форму и расслабление. Однако важно помнить, что в своей сути йога — это путь к самопознанию и духовному освобождению. Она предлагает инструменты для внутренней трансформации и гармонии с окружающим миром.​


Йога — это не просто набор упражнений, а глубокая философия жизни, предлагающая путь к внутреннему миру и пониманию себя. Погружаясь в её истоки, мы открываем для себя богатство духовного наследия Индии и универсальные истины, актуальные во все времена.

Другие публикации

Искусство как онтология: философские и визуальные основания художественной культуры Древней Индии

Искусство как онтология: философские и визуальные основания художественной культуры Древней Индии

1. Искусство как способ постижения реальности (даршана) В индийской традиции искусство (кала) неотделимо от даршаны — философского видения мира. В отличие от западной эстетики, которая с античности развивалась как автономная дисциплина, индийская художественная мысль...

Карма и Реинкарнация: Вечное Путешествие Души в Индийской Традиции

Карма и Реинкарнация: Вечное Путешествие Души в Индийской Традиции

В индуистской традиции идея о том, что человек живёт не одну жизнь, а множество, пронизывает всё — от обыденных верований до глубочайших духовных практик. Карма и реинкарнация — эти два понятия, знакомые каждому, кто когда-либо интересовался Индией, — не просто...

Хатха-йога-прадипика: Светоч телесной алхимии

Хатха-йога-прадипика: Светоч телесной алхимии

Здравствуйте добрые люди!Перед вами — рассказ о древнем трактате, который пережил века, чтобы и в наше время направлять ищущих на пути тела, дыхания и духа. Хатха-йога-прадипика: Светоч телесной алхимии Есть тексты, которые не просто передают знания — они переносят...

Три тела: архитектура человеческого существования

Три тела: архитектура человеческого существования

Здравствуйте, добрые люди!Сегодня мы отправимся в путешествие по древней индийской философии, исследуя концепции трёх тел и пяти кош — ключевых понятий, раскрывающих многослойную природу человеческого существа. Эти идеи, восходящие к Упанишадам и развиваемые в йоге и...

0 Comments

Submit a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.