Основные направления индуизма
December 27, 2023
Индуизм: религия множества и единства

Индуизм – это одна из самых древних и многогранных религий мира, которая возникла и развивалась на территории Индии. Индуизм объединяет в себе множество различных верований, практик, течений и культов, связанных с историей и культурой индийского народа. Индуизм не имеет единого основателя, священного писания, символа веры или центральной организации. Однако все индуисты признают существование высшего духовного принципа – брахмана, который пронизывает все сущее и проявляется в разных божествах, силами и явлениями.

Основные направления индуизма

В современном индуизме можно выделить четыре основных направления, которые имеют свои особенности учения, практики и культа:

  • Вайшнавизм – направление, которое почитает бога Вишну и его воплощения (аватары), такие как Рама, Кришна, Нарасимха и другие. Вайшнавы считают Вишну верховным богом, который спасает мир от зла и хаоса, и стремятся к личному общению с ним.
  • Шиваизм – направление, которое почитает бога Шиву и его разные аспекты, такие как Натараджа, Бхайрава, Шанкара и другие. Шиваиты считают Шиву верховным богом, который творит, поддерживает и уничтожает мир, и стремятся к осознанию своего единства с ним.
  • Шактизм – направление, которое почитает богиню Шакти – женскую энергию, которая действует во вселенной и в человеке. Шактисты считают Шакти верховной богиней, которая проявляется в разных формах, таких как Парвати, Дурга, Кали и другие. Шактисты стремятся к пробуждению своей внутренней силы и творчества.
  • Смарта – направление, которое основывается на философии адвайта-веданты, которая учит, что все сущее есть проявление единого брахмана, а различие между ним и индивидуальной душой (атманом) есть иллюзия (майя). Смарты признают пять главных божеств – Вишну, Шиву, Шакти, Ганешу и Сурью, и считают, что любой из них может быть путем к освобождению (мокше).

Религиозная практика индуистов

Религиозная практика индуистов состоит из разных элементов, таких как:

  • Пуджа – церемония почитания бога или богини, в которой верующий предлагает им цветы, еду, воду, благовония и другие дары, читает молитвы и мантры, поклоняется изображению или символу божества, зажигает огонь и т.д. Пуджа может проводиться в храме или дома на специальном алтаре.
  • Даршан – лицезрение бога или богини, представленных в статуе, картине или другом объекте. Даршан означает не только видеть, но и быть видимым божеством, устанавливая с ним духовный контакт и получая его благословение.
  • Медитация – созерцательное сосредоточение на объекте, прежде всего на образе или имени бога, в котором совершенствуются ищущие самадхи – полного осознания своей истинной сущности и единства с брахманом.
  • Джапа – многократное повторение или произношение мантры – священного звука или слова, часто включающего божественное имя. Самая важная мантра в индуизме считается гаятри-мантрой из Вед, которая обращена к богу Солнца.
  • Этика – соблюдение норм поведения, основанных на дхарме – космическом порядке и нравственном законе. Дхарма определяется разными факторами, такими как каста, стадия жизни, пол, возраст и т.д. Основные добродетели индуистов – это ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), чистота (шауча), самообладание (брахмачарья), щедрость (дана) и т.д. Основные грехи – это убийство брахмана, убийство коровы, кража имущества брахмана, употребление спиртных напитков, связь с женщиной из более высокой касты или женой гуру.

Метафизика индуизма

Метафизика индуизма – это учение о природе и происхождении всего сущего, которое основывается на философии адвайта-веданты. Согласно этому учению, в начале всего был невыразимый словами абсолют, который пребывал в надличностном состоянии и не было ничего кроме него. Затем абсолют пожелал проявить себя как личность, и это пожелание породило вибрацию, которая называется пара-нада – запредельная вибрация. Эта вибрация создала или проявилась как майя – иллюзия, которая заставляет один объект казаться другим. Майя отделила от надличностного абсолюта его бесконечную часть, и эта часть стала сверхличностью или сверхличностным богом – брахманом. Это было начало творения всей вселенной.

Понятие Бога в индуизме

В индуизме нет единого понятия Бога, которое было бы общим для всех индуистов. Разные направления и школы индуизма имеют свои собственные представления о божественном, которые могут быть монотеистическими, политеистическими, пантеистическими, панентеистическими, монистическими или даже атеистическими. Однако все индуисты признают существование высшего духовного принципа – брахмана, который пронизывает все сущее и проявляется в разных божествах, силами и явлениями.

Брахман – это абсолютная реальность, которая лежит в основе всего сущего и которая не может быть описана словами или понята умом. Брахман – это источник, поддержка и цель всего сотворения. Брахман – это и трансцендентный, то есть выходящий за пределы мира, и имманентный, то есть присутствующий в мире. Брахман – это и личный, то есть имеющий качества, волю и отношения, и бесличный, то есть не имеющий формы, имени и атрибутов. Брахман – это и мужской, и женский, и нейтральный, и сверхполый. Брахман – это и единый, и множественный, и ничей.

Брахман может быть познан только через прямой опыт, который называется мокша – освобождение от цикла рождения и смерти, страдания и неведения. Мокша достигается теми, кто осознает свою истинную сущность – атман, который является нераздельной частью брахмана. Атман – это вечная, неизменная, совершенная и счастливая душа, которая пребывает в каждом живом существе. Атман – это тот же самый брахман, но под влиянием майи – иллюзии, которая создает множество форм и имен, разделение и различие, привязанность и желание. Майя – это та сила, которая скрывает истинную природу брахмана и атмана, и которая может быть преодолена только с помощью знания, любви или действия.

Брахман проявляется в мире в виде разных божеств, которые называются дэвы. Дэвы – это существа, которые обладают высшими способностями, качествами и атрибутами, и которые управляют разными аспектами космоса, природы, человечества и истории. Дэвы – это не отдельные боги, а лишь разные имена и формы одного и того же брахмана, которые отражают его разнообразие и многоликость. Дэвы – это не всемогущие, нередко смертны и амбивалентны, и они зависят от поклонения и жертвоприношения людей, которые в свою очередь получают от них блага и защиту.

Среди множества дэвов можно выделить три главных, которые образуют триаду или тримурти – трехобразие брахмана. Это Брахма, Вишну и Шива, которые символизируют три аспекта творения: создание, поддержание и уничтожение. Брахма – это бог-творец, который порождает мир из своего разума и дыхания. Вишну – это бог-хранитель, который поддерживает мир в равновесии и порядке. Шива – это бог-разрушитель, который уничтожает мир в конце цикла, чтобы подготовить его к новому творению. Эти три бога не противостоят друг другу, а дополняют и согласуют друг друга, подчеркивая динамичность и цикличность вселенной.

Каждый из трех главных богов имеет свою супругу, которая является его женским аспектом и энергией. Брахма женат на Сарасвати – богине мудрости, искусства и речи. Вишну женат на Лакшми – богине изобилия, красоты и счастья. Шива женат на Парвати – богине силы, любви и материнства. Эти богини не являются подчиненными или второстепенными по отношению к своим мужьям, а равны и независимы от них. Они также имеют свои собственные формы и культы, и часто почитаются отдельно от своих супругов.

Помимо трех главных богов и богинь, в индуизме существует множество других дэвов, которые отвечают за разные сферы жизни и деятельности. Например, Ганеша – бог мудрости, успеха и преодоления препятствий, Сурья – бог Солнца и света, Индра – бог грома и войны, Агни – бог огня и жертвы, Варуна – бог воды и закона, Кама – бог любви и желания, Дханвантари – бог медицины и здоровья, Сарасвати – богиня музыки и танца, Дурга – богиня войны и защиты, Кали – богиня смерти и разрушения, Лакшми – богиня удачи и процветания и т.д. Каждый из этих богов и богинь имеет свою историю, символику, культ и поклонников, которые обращаются к ним за помощью и благословением.

Другие публикации

Гуру Равидас Джаянти: праздник равенства и преданности

Гуру Равидас Джаянти: праздник равенства и преданности

Гуру Равидас Джаянти - это день рождения Гуру Равидаса, который отмечается в полнолуние месяца Магха. Это главный праздник для его последователей в Индии и за ее пределами. В этот день преданные совершают священное купание в реке и посещают место его рождения в...

Махабхарата: даршана человеческой истории

Махабхарата: даршана человеческой истории

Махабхарата - это не только величайший эпос мировой литературы, но и глубокое философское произведение, которое открывает нам даршану (взгляд) на человеческую историю с точки зрения ведической космологии. Махабхарата показывает нам, как человечество прошло от золотого...

Отказ от роли Учителя мира: биография Джидду Кришнамурти 

Отказ от роли Учителя мира: биография Джидду Кришнамурти 

Джидду Кришнамурти (1895-1986) был индийским философом, писателем и духовным лидером. Его жизнь была полна необычных и драматических событий, но одним из самых важных и решающих был его отказ от роли Учителя мира, которую ему присвоили члены Теософского...

Ришикеш – это не просто город, а священное место

Ришикеш – это не просто город, а священное место

Ришикеш - это один из самых популярных и посещаемых туристами городов в Индии, который привлекает своей уникальной атмосферой, культурой и природой. Ришикеш расположен на берегу реки Ганга, в предгорьях Гималаев, и считается одним из самых священных мест для...

0 Comments

Submit a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *