Основные направления индуизма
December 27, 2023
Индуизм: религия множества и единства

Индуизм – это одна из самых древних и многогранных религий мира, которая возникла и развивалась на территории Индии. Индуизм объединяет в себе множество различных верований, практик, течений и культов, связанных с историей и культурой индийского народа. Индуизм не имеет единого основателя, священного писания, символа веры или центральной организации. Однако все индуисты признают существование высшего духовного принципа – брахмана, который пронизывает все сущее и проявляется в разных божествах, силами и явлениями.

Основные направления индуизма

В современном индуизме можно выделить четыре основных направления, которые имеют свои особенности учения, практики и культа:

  • Вайшнавизм – направление, которое почитает бога Вишну и его воплощения (аватары), такие как Рама, Кришна, Нарасимха и другие. Вайшнавы считают Вишну верховным богом, который спасает мир от зла и хаоса, и стремятся к личному общению с ним.
  • Шиваизм – направление, которое почитает бога Шиву и его разные аспекты, такие как Натараджа, Бхайрава, Шанкара и другие. Шиваиты считают Шиву верховным богом, который творит, поддерживает и уничтожает мир, и стремятся к осознанию своего единства с ним.
  • Шактизм – направление, которое почитает богиню Шакти – женскую энергию, которая действует во вселенной и в человеке. Шактисты считают Шакти верховной богиней, которая проявляется в разных формах, таких как Парвати, Дурга, Кали и другие. Шактисты стремятся к пробуждению своей внутренней силы и творчества.
  • Смарта – направление, которое основывается на философии адвайта-веданты, которая учит, что все сущее есть проявление единого брахмана, а различие между ним и индивидуальной душой (атманом) есть иллюзия (майя). Смарты признают пять главных божеств – Вишну, Шиву, Шакти, Ганешу и Сурью, и считают, что любой из них может быть путем к освобождению (мокше).

Религиозная практика индуистов

Религиозная практика индуистов состоит из разных элементов, таких как:

  • Пуджа – церемония почитания бога или богини, в которой верующий предлагает им цветы, еду, воду, благовония и другие дары, читает молитвы и мантры, поклоняется изображению или символу божества, зажигает огонь и т.д. Пуджа может проводиться в храме или дома на специальном алтаре.
  • Даршан – лицезрение бога или богини, представленных в статуе, картине или другом объекте. Даршан означает не только видеть, но и быть видимым божеством, устанавливая с ним духовный контакт и получая его благословение.
  • Медитация – созерцательное сосредоточение на объекте, прежде всего на образе или имени бога, в котором совершенствуются ищущие самадхи – полного осознания своей истинной сущности и единства с брахманом.
  • Джапа – многократное повторение или произношение мантры – священного звука или слова, часто включающего божественное имя. Самая важная мантра в индуизме считается гаятри-мантрой из Вед, которая обращена к богу Солнца.
  • Этика – соблюдение норм поведения, основанных на дхарме – космическом порядке и нравственном законе. Дхарма определяется разными факторами, такими как каста, стадия жизни, пол, возраст и т.д. Основные добродетели индуистов – это ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), чистота (шауча), самообладание (брахмачарья), щедрость (дана) и т.д. Основные грехи – это убийство брахмана, убийство коровы, кража имущества брахмана, употребление спиртных напитков, связь с женщиной из более высокой касты или женой гуру.

Метафизика индуизма

Метафизика индуизма – это учение о природе и происхождении всего сущего, которое основывается на философии адвайта-веданты. Согласно этому учению, в начале всего был невыразимый словами абсолют, который пребывал в надличностном состоянии и не было ничего кроме него. Затем абсолют пожелал проявить себя как личность, и это пожелание породило вибрацию, которая называется пара-нада – запредельная вибрация. Эта вибрация создала или проявилась как майя – иллюзия, которая заставляет один объект казаться другим. Майя отделила от надличностного абсолюта его бесконечную часть, и эта часть стала сверхличностью или сверхличностным богом – брахманом. Это было начало творения всей вселенной.

Понятие Бога в индуизме

В индуизме нет единого понятия Бога, которое было бы общим для всех индуистов. Разные направления и школы индуизма имеют свои собственные представления о божественном, которые могут быть монотеистическими, политеистическими, пантеистическими, панентеистическими, монистическими или даже атеистическими. Однако все индуисты признают существование высшего духовного принципа – брахмана, который пронизывает все сущее и проявляется в разных божествах, силами и явлениями.

Брахман – это абсолютная реальность, которая лежит в основе всего сущего и которая не может быть описана словами или понята умом. Брахман – это источник, поддержка и цель всего сотворения. Брахман – это и трансцендентный, то есть выходящий за пределы мира, и имманентный, то есть присутствующий в мире. Брахман – это и личный, то есть имеющий качества, волю и отношения, и бесличный, то есть не имеющий формы, имени и атрибутов. Брахман – это и мужской, и женский, и нейтральный, и сверхполый. Брахман – это и единый, и множественный, и ничей.

Брахман может быть познан только через прямой опыт, который называется мокша – освобождение от цикла рождения и смерти, страдания и неведения. Мокша достигается теми, кто осознает свою истинную сущность – атман, который является нераздельной частью брахмана. Атман – это вечная, неизменная, совершенная и счастливая душа, которая пребывает в каждом живом существе. Атман – это тот же самый брахман, но под влиянием майи – иллюзии, которая создает множество форм и имен, разделение и различие, привязанность и желание. Майя – это та сила, которая скрывает истинную природу брахмана и атмана, и которая может быть преодолена только с помощью знания, любви или действия.

Брахман проявляется в мире в виде разных божеств, которые называются дэвы. Дэвы – это существа, которые обладают высшими способностями, качествами и атрибутами, и которые управляют разными аспектами космоса, природы, человечества и истории. Дэвы – это не отдельные боги, а лишь разные имена и формы одного и того же брахмана, которые отражают его разнообразие и многоликость. Дэвы – это не всемогущие, нередко смертны и амбивалентны, и они зависят от поклонения и жертвоприношения людей, которые в свою очередь получают от них блага и защиту.

Среди множества дэвов можно выделить три главных, которые образуют триаду или тримурти – трехобразие брахмана. Это Брахма, Вишну и Шива, которые символизируют три аспекта творения: создание, поддержание и уничтожение. Брахма – это бог-творец, который порождает мир из своего разума и дыхания. Вишну – это бог-хранитель, который поддерживает мир в равновесии и порядке. Шива – это бог-разрушитель, который уничтожает мир в конце цикла, чтобы подготовить его к новому творению. Эти три бога не противостоят друг другу, а дополняют и согласуют друг друга, подчеркивая динамичность и цикличность вселенной.

Каждый из трех главных богов имеет свою супругу, которая является его женским аспектом и энергией. Брахма женат на Сарасвати – богине мудрости, искусства и речи. Вишну женат на Лакшми – богине изобилия, красоты и счастья. Шива женат на Парвати – богине силы, любви и материнства. Эти богини не являются подчиненными или второстепенными по отношению к своим мужьям, а равны и независимы от них. Они также имеют свои собственные формы и культы, и часто почитаются отдельно от своих супругов.

Помимо трех главных богов и богинь, в индуизме существует множество других дэвов, которые отвечают за разные сферы жизни и деятельности. Например, Ганеша – бог мудрости, успеха и преодоления препятствий, Сурья – бог Солнца и света, Индра – бог грома и войны, Агни – бог огня и жертвы, Варуна – бог воды и закона, Кама – бог любви и желания, Дханвантари – бог медицины и здоровья, Сарасвати – богиня музыки и танца, Дурга – богиня войны и защиты, Кали – богиня смерти и разрушения, Лакшми – богиня удачи и процветания и т.д. Каждый из этих богов и богинь имеет свою историю, символику, культ и поклонников, которые обращаются к ним за помощью и благословением.

Другие публикации

Гуру Пурнима: Праздник ПросветленияПриветствую всех искателей Истины! Сегодня мы отмечаем Гуру Пурнима, один из самых важных праздников в индуизме, посвященный нашим учителям, гуру.Слово “гуру” происходит от санскритских слов “гу” – тьма и “ру” – рассеивать. Таким образом, гуру – это тот, кто рассеивает тьму невежества и дарует свет знания.Гуру Пурнима – это день, когда мы выражаем нашу благодарность всем тем, кто на протяжении жизни делился с нами своим знанием и мудростью, помогая нам на пути духовного развития.В этот день мы вспоминаем великих гуру прошлого, таких как Шри Кришна, Шри Рамана Махарши, Шримад Бхагавадпад Шри Шрила Прабхупада, и многих других.Но Гуру Пурнима – это не только день памяти великих учителей. Это также день, когда мы должны задуматься о своей собственной роли как учеников.Каждый из нас может стать гуру для кого-то другого, поделившись с ним своим знанием и опытом.Важно помнить, что гуру – это не обязательно тот, кто обладает глубокими знаниями или достиг высокого духовного уровня. Гуру – это тот, кто искренне хочет помочь другим на их пути к просветлению.В этот день я призываю всех вас задуматься о том, кто ваши гуру, и выразить им свою благодарность.А также помните о том, что каждый из вас может стать гуру для кого-то другого.Ом Гуру Дев Намо Намах!Свами Шанкара

Гуру Пурнима: Праздник Просветления
Приветствую всех искателей Истины! Сегодня мы отмечаем Гуру Пурнима, один из самых важных праздников в индуизме, посвященный нашим учителям, гуру.
Слово “гуру” происходит от санскритских слов “гу” – тьма и “ру” – рассеивать. Таким образом, гуру – это тот, кто рассеивает тьму невежества и дарует свет знания.
Гуру Пурнима – это день, когда мы выражаем нашу благодарность всем тем, кто на протяжении жизни делился с нами своим знанием и мудростью, помогая нам на пути духовного развития.
В этот день мы вспоминаем великих гуру прошлого, таких как Шри Кришна, Шри Рамана Махарши, Шримад Бхагавадпад Шри Шрила Прабхупада, и многих других.
Но Гуру Пурнима – это не только день памяти великих учителей. Это также день, когда мы должны задуматься о своей собственной роли как учеников.
Каждый из нас может стать гуру для кого-то другого, поделившись с ним своим знанием и опытом.
Важно помнить, что гуру – это не обязательно тот, кто обладает глубокими знаниями или достиг высокого духовного уровня. Гуру – это тот, кто искренне хочет помочь другим на их пути к просветлению.
В этот день я призываю всех вас задуматься о том, кто ваши гуру, и выразить им свою благодарность.
А также помните о том, что каждый из вас может стать гуру для кого-то другого.
Ом Гуру Дев Намо Намах!
Свами Шанкара

Добрые люди, мы хотим познакомить вас с обновленной программой ретрита! Который состоится 3-4 августа в усадьбе Satavi KintaiПрограмма ретрита «Театр Лилы»Суббота:– **7:00 – 8:00** – Утренние практики (йога, дыхательные упражнения и медитация). – **8:00 – 9:00** – Игра Лила: первые ходы.– **9:00 – 10:00** – Завтрак.– **10:00 – 13:00** – Следующие ходы в игре и проработка клеток игры Лила в реальных ситуациях.– **13:00 – 14:00** – Обедаем вместе, обсуждаем утренний опыт и готовимся к следующей части дня.– **14:00 – 15:00** – Китайская чайная церемония.– **15:00 – 16:00** – Философские рассказы от индолога.– **16:00 – 17:00** – Свободное время или Купание в лесу. Погружаемся в природу, делаем лесное купание, которое помогает очистить тело и ум..– **17:00 – 18:00** – Игра Лила: следующие ходы.– **18:00 – 19:00** – Самостоятельный ужин.– **19:00 – 20:00** – Практики и проработка клеток игры Лила в реальных ситуациях.– **20:00 – 23:00** – Банный ритуал и практика Кундалини Яруханам. Практика пропевания звуков для каждой из чакр..Воскресенье:– **7:00 – 8:00** – Утренние практики (йога, дыхательные упражнения и медитация).– **8:00 – 9:00** – Игра Лила: первые ходы.– **9:00 – 10:00** – Завтрак.– **10:00 – 13:00** – Практики и проработка клеток игры Лила в реальных ситуациях.– **13:00 – 14:00** – Обед.– **14:00 – 15:00** – Китайская чайная церемония.– **15:00 – 16:00** – Философские рассказы от индолога.– **16:00 – 17:00** – Гонги и звуковая терапия.– **17:00 – 18:00** – Практика Кундалини Яруханам. Практика пропевания звуков для каждой из чакр.– **18:00 – 19:00** – Игра Лила: следующие ходы.– **19:00 – 20:00** – Самостоятельный ужин.– **20:00 – 22:00** – Завершающий круг и обмен впечатлениямиСобираемся в круг, обсуждаем весь опыт ретрита, делимся инсайтами и благодарностями.– **22:00** – Вечерний костер, ритуал с огнем.Важные моменты:Проработка игровых качеств: Все активности, включая йогу, медитации, купание, баню, прогулки и звуковую терапию, будут адаптированы для проработки качеств, на которые игроки попали в игре Лила.Игровые ходы: Игра Лила будет проходить регулярно, после каждого важного этапа, чтобы участники могли глубже погрузиться в процесс.Гибкость программы: В зависимости от группы, можно будет вносить изменения и дополнения, чтобы максимизировать пользу и гармонию ретрита.

Добрые люди, мы хотим познакомить вас с обновленной программой ретрита! Который состоится 3-4 августа в усадьбе Satavi Kintai

Программа ретрита «Театр Лилы»

Суббота:
– **7:00 – 8:00** – Утренние практики (йога, дыхательные упражнения и медитация).
– **8:00 – 9:00** – Игра Лила: первые ходы.
– **9:00 – 10:00** – Завтрак.
– **10:00 – 13:00** – Следующие ходы в игре и проработка клеток игры Лила в реальных ситуациях.
– **13:00 – 14:00** – Обедаем вместе, обсуждаем утренний опыт и готовимся к следующей части дня.
– **14:00 – 15:00** – Китайская чайная церемония.
– **15:00 – 16:00** – Философские рассказы от индолога.
– **16:00 – 17:00** – Свободное время или Купание в лесу. Погружаемся в природу, делаем лесное купание, которое помогает очистить тело и ум..
– **17:00 – 18:00** – Игра Лила: следующие ходы.
– **18:00 – 19:00** – Самостоятельный ужин.
– **19:00 – 20:00** – Практики и проработка клеток игры Лила в реальных ситуациях.
– **20:00 – 23:00** – Банный ритуал и практика Кундалини Яруханам. Практика пропевания звуков для каждой из чакр.
.

Воскресенье:
– **7:00 – 8:00** – Утренние практики (йога, дыхательные упражнения и медитация).
– **8:00 – 9:00** – Игра Лила: первые ходы.
– **9:00 – 10:00** – Завтрак.
– **10:00 – 13:00** – Практики и проработка клеток игры Лила в реальных ситуациях.
– **13:00 – 14:00** – Обед.
– **14:00 – 15:00** – Китайская чайная церемония.
– **15:00 – 16:00** – Философские рассказы от индолога.
– **16:00 – 17:00** – Гонги и звуковая терапия.
– **17:00 – 18:00** – Практика Кундалини Яруханам. Практика пропевания звуков для каждой из чакр.
– **18:00 – 19:00** – Игра Лила: следующие ходы.
– **19:00 – 20:00** – Самостоятельный ужин.
– **20:00 – 22:00** – Завершающий круг и обмен впечатлениями
Собираемся в круг, обсуждаем весь опыт ретрита, делимся инсайтами и благодарностями.
– **22:00** – Вечерний костер, ритуал с огнем.

Важные моменты:
Проработка игровых качеств: Все активности, включая йогу, медитации, купание, баню, прогулки и звуковую терапию, будут адаптированы для проработки качеств, на которые игроки попали в игре Лила.
Игровые ходы: Игра Лила будет проходить регулярно, после каждого важного этапа, чтобы участники могли глубже погрузиться в процесс.
Гибкость программы: В зависимости от группы, можно будет вносить изменения и дополнения, чтобы максимизировать пользу и гармонию ретрита.

Аватар: Воплощение Божественного

Аватар: Воплощение Божественного

Введение В ведической философии и индуизме концепция Аватар играет центральную роль. Это воплощения богов, принимающие форму, чтобы исполнить божественную миссию в материальном мире. Само слово “аватар” происходит от санскритского корня, означающего “спускаться”, что...

Рабиндранат Тагор: Жизнь и Наследие Великого Поэта

Рабиндранат Тагор: Жизнь и Наследие Великого Поэта

Рабиндранат Тагор, родившийся 7 мая 1861 года, оставил неизгладимый след в истории не только Индии, но и всего мира. Его творчество и идеи преодолели барьеры времени и границ, вдохновляя людей на протяжении многих поколений. В честь его дня рождения, давайте вспомним...

0 Comments

Submit a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *