В древней индийской философии, клеши описываются как психологические препятствия или “омрачения”, которые мешают духовному развитию и просветлению. Эти омрачения могут быть источником страданий и привязанностей, затрудняя освобождение от цикла перерождений, известного как самсара. Пять основных клеш, упомянутых в йогической философии, включают:
- Авидья (неведение) – непонимание истинной природы реальности, что приводит к иллюзии и заблуждению.
- Асмита (эгоизм) – чрезмерное привязанность к собственному “я”, что мешает видеть связь с более широким миром.
- Рага (желание) – привязанность к временным удовольствиям, которая приводит к страданиям, когда эти удовольствия исчезают.
- Двеша (отвращение) – отторжение того, что вызывает дискомфорт или страдание, что может привести к ненависти и гневу.
- Абхинивеша (страх перед смертью) – инстинктивное стремление к жизни, которое может привести к страху и беспокойству.
Для преодоления клеш, йога предлагает практику ниродха, которая включает в себя упражнения для ума, такие как медитация, чтобы преодолеть эти омрачения и достичь состояния самадхи – полного духовного просветления и покоя. Понимание и работа над клешами является важной частью духовного пути в йоге и ведической философии, ведущей к освобождению и гармонии с вселенной.
0 Comments