April 30, 2024
Вишварупа: Олицетворение Вселенной в Индуизме

Вишварупа, переводимое с санскрита как “универсальная форма”, является одним из самых глубоких и мистических понятий в индуизме. Это представление о божественной форме, которая превосходит обыденное восприятие и олицетворяет всю вселенную, является ключевым аспектом в понимании природы божества в этой древней религии.

Ассоциируемая преимущественно с богом Вишну, Вишварупа символизирует бесконечность и всепроникающую природу божества. Она изображается как имеющая множество форм, глаз, лиц, ртов и рук, каждый из которых представляет различные аспекты существования и космического порядка.

Самый известный эпизод, связанный с Вишварупой, находится в “Бхагавад-гите”, древнем индийском тексте, который является частью эпической поэмы “Махабхарата”. В этом эпизоде бог Кришна открывает свою универсальную форму воину Арджуне на поле битвы Курукшетры. Это откровение приходит в момент глубокого морального кризиса для Арджуны, который колеблется перед идеей сражаться против своих родственников. Кришна использует этот момент, чтобы обучить Арджуну урокам о жизни, смерти, дхарме (долге) и йоге, показывая ему свою божественную форму, которая символизирует его как Верховное Существо.

Вишварупа также изображается с множеством рук, каждая из которых держит различные атрибуты, традиционно ассоциируемые с Вишну, такие как раковина, чакра Сударшана, гада (булава), лук и меч Нандака. Эти атрибуты не только укрепляют его статус как божества, но и символизируют различные инструменты, которые он использует для поддержания космического порядка и баланса.

Вишварупа представляет собой мощное напоминание о том, что божественное присутствует во всем и в каждом, и что вселенная является сложной и взаимосвязанной сетью жизни. Это понятие призывает к осознанию единства всех форм жизни и к глубокому уважению к многообразию и сложности мира, в котором мы живем. Вишварупа является не только фундаментальной концепцией в индуизме, но и предлагает универсальное сообщение о межсоединенности и единстве всего сущего.

Другие публикации

Хатха-йога-прадипика: Светоч телесной алхимии

Хатха-йога-прадипика: Светоч телесной алхимии

Здравствуйте добрые люди!Перед вами — рассказ о древнем трактате, который пережил века, чтобы и в наше время направлять ищущих на пути тела, дыхания и духа. Хатха-йога-прадипика: Светоч телесной алхимии Есть тексты, которые не просто передают знания — они переносят...

Происхождение йоги: от Вед до Шивы

Происхождение йоги: от Вед до Шивы

Слово "йога" происходит от санскритского корня yuj, означающего "связывать", "соединять" или "упряжь". Впервые термин "йога" упоминается в Ригведе, древнейшем из Вед, датируемом около 1500 г. до н.э. В этом контексте йога обозначает акт соединения или объединения,...

Три тела: архитектура человеческого существования

Три тела: архитектура человеческого существования

Здравствуйте, добрые люди!Сегодня мы отправимся в путешествие по древней индийской философии, исследуя концепции трёх тел и пяти кош — ключевых понятий, раскрывающих многослойную природу человеческого существа. Эти идеи, восходящие к Упанишадам и развиваемые в йоге и...

Погружение в санскрит: ключ к осознанной практике йоги

Погружение в санскрит: ключ к осознанной практике йоги

Санскрит — древний язык, на котором изначально были записаны тексты йоги. Знание его терминов помогает не только точнее выполнять асаны, но и глубже понимать их смысл.​ Направления и движения Многие названия асан включают указания на направление или форму движения:​...

0 Comments

Submit a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.